ENG | ESP

Управление природоохранной деятельностью: эволюция институциональных изменений. Ч. 1

Фоменко Г.А.
ОпубликованоПроблемы региональной экологии. 2019. №4. С. 52-63.

   Статья посвящена проблеме повышения эффективности деятельности в области охраны окружающей среды через «настройку» природоохранных институтов на цели устойчивого развития (ЦУР) с учетом социокультурных особенностей территорий. С использованием инструментария экономической и социальной географии рассматриваются проблемы импортирования природоохранных институтов в различных историко-географических условиях. Сопряженный анализ эволюции формальных и неформальных природоохранных институтов, с использованием предложенной автором поведенческой модели «человека ответственного», позволил выявить социокультурно обусловленный коридор институциональных изменений в управлении природоохранной деятельностью и наиболее значимые направления его расширения.
   На основании анализа эволюции природоохранных институтов показано, как на протяжении веков увеличивался масштаб природоохранного регулирования, развивались и усложнялись интегрированные в территориальные институциональные системы природоохранные институты. Анализ институциональных изменений в управлении природоохранной деятельностью на примере России показал, что начиная с мезолита и по мере глобализации экологических проблем и усложнения человеческой цивилизации наблюдается расширение масштабов и спектра использования природных ресурсов и экосистемных услуг, а также нарастание экологических рисков и угроз глобальных экологических катастроф.
   В статье отмечено, что реализация глобальных целей устойчивого развития в России предполагает разработку и применение новых природоохранных институтов и соответствующих показателей их результативности на всех уровнях территориальной организации. Импорт же природоохранных институтов из опыта других стран, собственной истории или теории в краткосрочной перспективе будет ограничен рамками социокультурно-обусловленного институционального коридора. Для природоохранной деятельности такими институциональными ограничениями объясняется доминирование в современных условиях контрольно-административных методов государственного управления (административный запрет на развитие грязных производств, бюджетные программы ликвидации экологического ущерба и т.п.).
   Сложившаяся в России институциональная ситуация с позиций реализации ЦУР формирует потребность в целенаправленном системном «тонком» расширении институционального коридора будущих изменений. В этом контексте в статье показана важность развития механизмов стратегического пространственного планирования и проектирования на устойчивой основе и с применением полной экономической ценности, инструмента частно-государственного партнерства для повышения заинтересованности бизнеса и местных сообществ в реализации ЦУР с минимальными экономическими и социальными издержками. Это не реализуемо без соответствующего информационно-аналитического обеспечения, предполагающего разработку и использование показателей природно-экономического учета.  

Правила использования материалов

  1. Настоящие правила определяют условия и порядок использования произведений, размещенных на данном Сайте и обязательны для использования всеми посетителями Сайта.
  2. К размещенным на Сайте произведениям относятся любые статьи, книги, журналы, иные публикации, независимо от языка их изложения, фотографические материалы, рисунки, чертежи, графики, схемы и иные произведения, а также их части.
  3. Указанные произведения являются интеллектуальной собственностью и охраняются в соответствии с российским законодательством.
  4. Посетителям Сайта запрещается какое-либо использование произведений (в том числе копирование, размещение на сторонних сайтах и др.) за рамками, установленными законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности (статьями 1273-1274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
  5. За нарушение авторских прав предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность.